Контроллеры без коллекторных двигателей (Brushless ESC) продаваемые многими производителями под своими брендами и неприменным указанием класса BlueSeries имеют широкую линейку, от 12 до 100 Ампер.

Контроллеры благодаря своим размерам и невысокой ценой, при грамотном построении схемотехники, очень популярны среди моделистов. Плюс это один из не многих регуляторов без проблемно устанавливающийся в раму Trex450PRO.

Mystery BlueSeries ESC

ESC имеет возможность изменять ряд рабочих параметров с помощью программатора.

Но, что делать если двигатель подключенный к BlueSeries ESC перестал подавать признаки жизни, а из под термоусадки попахивает «жаренным» ?

 

К сожалению описываемый нами случай не единичен, на тематических форумах, можно найти много упоминаний о перегорании дорожек на силовой стороне контроллера. Это является закономерным последствием не высокой цены контроллера. Из желания сэкономить производитель может использовать стеклотекстолит с тонким медным слоем, также при монтаже элементов припой используется  в минимально возможных количествах.

И так, первым делом срезаем прозрачную термоусадку, защищавшую наш ESC от попадания пыли на электронику. Снимаем радиатор. Если честно, то язык не поворачивается  назвать пластинку миллиметрового алюминия радиатором, но надо понимать, что проектирование и изготовление модельной электроники, череда компромиссов между: ценой, весом, мощностью.

И так мы видим перегоревшие дорожки. Отгорают они крайне не удобно для восстановления, под корпус мосфетов. Теоретически можно припаять перемычки между частями перегоревшей дорожки, но надо учесть, что мы лимитированы толщиной применяемого для перемычки провода. Поэтому будем делать, не как быстро, а как правильно.

Если вы приобрели новый ESC BlueSeries и планируете использовать его на высоконагруженной моделе имеет смысл провести профилактические работы, о которых мы напишем ниже.

Открывшийся вид, на перегоревшие дорожки Начинаем демонтаж mosfets Подготовка законена

Для восстановления нам придется снять два ряда mosfets. Так как транзисторы имеют разную проводимость, мы не имеем право их перепутать в будущем,  поэтому раскладываем их так же как они стояли на плате, дабы вернуть их каждый на свое место. Удобно снимать транзисторы советским 65-ти ваттным паяльником с широким жалом, оно прогревает сразу четыре вывода транзистора. После прогрева аккуратно приподнимаем одну сторону транзистора и приступаем у другой стороне. Здесь главное аккуратность, что бы  не оторвать дорожку идущую на сигнальный вывод транзистора.

Донор медной фольги для восстановленияПосле чего мы должны об лудить края отгоревшей дорожки, и изготовить «заплаточки». Заплатки мы делали из российского фольгированного стеклотекстолита. Для этого берем кусочек стеклотекстолита облуживаем на нем участок фольги (можно и нужно нанести на нее небольшой слой припоя) и прогревая фольгу паяльником аккуратно под деваем ее канцелярским ножом, приподнимая от стеклотекстолита. Затем обычными ножницами отрезаем кусочки ~5×2 мм.

Затем берем кусочек облуженной фольги пинцетом. Ложим его на восстанавливаемое место припоем в низ, и прогреваем паяльником. Делаем это для всех перегоревших дорожек. Здесь мы тоже не забываем об аккуратности, стараемся не навешать «соплей» на соседние дорожки и элементы.

Затем паяем назад транзисторы, стараясь их не перепутать. Рекомендуем, используя тонкий трубчатый припой с флюсом, наложить его побольше между выводами транзисторов и доступные участки силовых дорожек. Это облегчит температурный режим силовым транзисторам, тем самым добавить надежность регулятору.

Согласно технической документации, и режиму эксплуатации регулятора хотим предостеречь, по части перегрузочной способности. Как правило транзисторы, в процессе работы, разогреваются до 70-90 градусов по Цельсию и у них падает максимальный ток, который они способны передавать. Для ESC BlueSeries он составляет 42 Ампера — это теоретически максимальный ток, который способен отдавать контроллер, поэтому 40Ампер это его фактический потолок.

Восстанавливаем дорожки Почти готово  Готово к использованию

После окончания пайки, проверяем, что транзисторы находятся на одном уровне и равномерно прилегают к радиатору. Мы нашли в закромах, ребристый радиатор с подошвой 2 мм подходящий по размерам и заменили им родную алюминиевую пластинку. Закрыли термоусадкой. Вырезали окно для теплообмена. ESC готов к полетам.

 

Close